Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Архив новостей

26.05.2015

С 2015/2016 учебного года вводится профильное обучение на III ступени общего среднего образования

Пресс-центр Министерства образования

 Особенности организации введения профильного обучения на старшей ступени школы рассмотрели 08.04.2015 специалисты на заседании коллегии Министерства образования

 О том, как планируется внедрять систему профильного обучения в регионах и столице рассказала заместитель министра образования Раиса Сидоренко.

В последнее десятилетие в стране несколько раз подходили к вопросам введения профильного обучения. Например, в 2008 году было принято решение о реализации повышенного уровня преподавания учебных предметов с использованием факультативных занятий, а в 2013 году был сделан вывод о том, что сокращение количества часов, отмена дифференциации в количестве учебных часов, не способствовали повышению качества образования. В 2014 г. Главой государства было поддержано предложение Правительства и Министерства образования Республики Беларусь о введении с 2015/2016 учебного года профильного обучения и конкурсного отбора в X класс (по баллу свидетельства об общем базовом образовании).

Как подчеркнула Раиса Сидоренко, преимущества профильного обучения совершенно очевидны.

На государственном уровне профильное обучение будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественного образования и создаст необходимые условия для формирования и использования человеческого капитала в целях обеспечения устойчивого социально-экономического и духовного развития страны. Будет обеспечено рациональное распределение потоков выпускников II ступени общего среднего образования по каналам дальнейшего получения образования с учетом реальных потребностей рынка труда.

А для обучающихся профильное обучение выступает средством удовлетворения потребностей учащихся в изучении на повышенном уровне учебных предметов, необходимых им для дальнейшего продолжения образования, формирования способности планировать свой профессиональный и жизненный путь на основе соотнесения собственных возможностей и потребностей общества и государства в востребованных профессиях и специалистах.

По результатам анкетирования в 2013/2014 учебном году в 20 учреждениях образования изучали учебные предметы на повышенном уровне 65% десятиклассников (нынешние учащиеся ХI класса). В 2014/2015 учебном году в этих же учреждениях образования изучают учебные предметы на повышенном уровне 55% десятиклассников. Тенденция к уменьшению количества учащихся, изучающих учебные предметы на повышенном уровне, наиболее выражена в сельских учреждениях образования: в 2013/2014 учебном году – 50%, в 2014/2015 – 28% (для сравнения: в городских учреждениях образования – 70% и 62% соответственно).

Как сказала замминистра, «главный тезис проведения всей кампании – постепенное и плавное введение профильного обучения».

Итак, какие изменения нас ждут с 1 сентября?

Проект типового учебного плана общего среднего образования на 2015/2016 учебный год не предусматривает четкой фиксации направлений, по которым будет осуществляться профильное обучение. Направления будут формироваться с учетом реальных потребностей рынка труда, перечня вступительных испытаний в учреждения высшего образования, образовательных запросов учащихся и их родителей, возможностей и традиций учреждения общего среднего образования. Право выбора учебных предметов, которые будут изучаться на повышенном уровне, необходимо предоставить руководителю учреждения общего среднего образования по согласованию с учредителем.

Зачисление учащихся в профильные классы в настоящее время будет проходить на конкурсной основе по результатам обучения на II ступени общего среднего образования: отметки не ниже 7 баллов по профилирующим учебным предметам, средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 6. Возможно установить льготы при зачислении в профильные классы для победителей второго, третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам.

Одна из особенностей профильного обучения, которое вводится с 1 сентября 2015 года, – это его профессионально ориентированная направленность. В рамках факультативных занятий (в том числе и межшкольных) организуется проведение профессионально ориентированных курсов (например, «Введение в профессию», или «Профессия – педагог», или иные) для ориентации на получение педагогических, военных и иных специальностей.

При введении профильного обучения в образовательном стандарте общего среднего образования заложено два уровня – базовый и повышенный.

Преподавание учебных предметов на базовом уровне ориентировано на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки учащихся.

Изучение учебных предметов на повышенном уровне ориентирует учащихся на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоения основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.

Особое значение сегодня приобретает организация взаимодействия с учреждениями высшего образования, которые готовят педагогические кадры. Важно, чтобы через 5 лет в школу пришли молодые педагоги, готовые к реализации профильного обучения.

  

В 2015/2016 учебном году на III ступени общего сред­него образования в учреждениях общего среднего обра­зования вводится профильное обучение, которое пре­дусматривает изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне и проведение факультативных заня­тий профессиональной направленности (профессиональ­но ориентированных курсов) для ориентации на получение педагогических, военных и иных специальностей.

Изучение учебных предметов на повышенном уров­не организуется в режиме пятидневной учебной недели, а изучение профессионально ориентированных и иных фа­культативных занятий целесообразно осуществлять в шес­той школьный день.

 Модели формирования X профильных классов в учреждении общего среднего образования

При реализации профильного обучения возможно не­сколько моделей формирования X классов:

модель 1: объединение в одном классе учащихся, изу­чающих на повышенном уровне одинаковые учебные пред­меты;

модель 2: объединение в одном классе учащихся, изу­чающих на повышенном уровне разные учебные предме­ты.

модель 3: объединение в одном классе учащихся, изу­чающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне и изучающих все учебные предметы на базовом уровне (за исключением гимназий и лицеев).

Профильное обучение это система организации образовательного процесса на основе дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющая наряду с полу­чением учащимися качественного общего среднего обра­зования обеспечить соответствующие условия для успеш­ного профессионального самоопределения и полноценной социализации с учетом их способностей, склонностей и ин­тересов.

Допрофильная подготовка на II ступени общего среднего образования — неотъемлемый компонент сис­темы профильного обучения, основное назначение которо­го состоит в формировании у учащихся интереса, мотивов, склонностей, способностей в разных областях познава­тельной и профессиональной деятельности, в осознанном выборе направления профильного обучения.

Психолого-педагогическое сопровождение профес­сионального самоопределения учащихся — целенаправ­ленно организованный процесс педагогической, психологи­ческой и информационной поддержки учащихся в осознанном выборе сферы профессиональной деятельности.

Мультипрофильное обучение — один из вариантов организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования, предполагающий реализацию ин­дивидуальных образовательных траекторий учащихся и со­здание профильных групп для изучения предметов на по­вышенном уровне с учетом профессиональных намерений, склонностей, потребностей и интересов учащихся.

Индивидуализация обучения — учет в процессе обу­чения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах, независимо оттого, какие особенности и в какой мере учитываются.

Дифференциация обучения — процесс создания ус­ловий обучения учащихся в гомогенных группах, сформи­рованных с учетом образовательных запросов учащихся, а также комплекс соответствующих методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих ме­роприятий.

Базовый уровень изучения учебного предмета — уровень освоения учащимися обязательного минимума содержания образования по учебному предмету, который обеспечивает развитие личности учащегося средствами учебного предмета; способствует формированию опы­та осуществления целесообразной и результативной де­ятельности, развитию общей культуры, мировоззрения, ценностно-смысловых установок, готовности и способнос­ти к саморазвитию, личностному и профессиональному са­моопределению.

Повышенный уровень изучения учебного предмета — уровень усвоения учащимися содержания образования по учебному предмету, ориентированный на приобретение учащимися систематических знаний и способов действий и обеспечивающий развитие средствами учебного предмета предметных, метапредметных и личностных способностей (компетенций), необходимых для продолжения избранно­го направления образования, личностного саморазвития и профессионального самоопределения, а также для осоз­нанного и эффективного решения образовательных и жиз­ненных (социокультурных) задач.

 

Разделы сайта

Яндекс.Метрика