Общая характеристика возраста (младший подросток)
Подростковый возраст – этап, находящийся между детством и юностью, охватывает период с 10 – 11 лет до 13 – 14 лет.
Характеризуется рядом специфических черт, таких как:
-Появление чувства взрослости.
-Ведущее личностное новообразование – становление нового уровня самосознания, «Я – концепции» (образ себя)
-Стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономность, потребность в освобождении от опеки и контроля.
-Постепенно происходит замена влияния семьи влиянием сверстников.
-Потребность в постоянной поддержке и принятии.
-Время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической.
Особенности поведения младшего подростка:
Симптомы, которые являются нормой для развития:
•Проявление симптомов кризиса зависит от ситуации, поведение достаточно гибко;
•Относительно большой спектр форм поведения и эмоциональных состояний;
•Симптомы кризиса наблюдаются, время от времени, в виде кратковременных «вспышек»;
•Поведение и эмоции относительно легко поддаются коррекции.
Адаптационный период в 5 классе
Успешно адаптируются те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено:
•Имеют достаточный уровень интеллектуального развития;
•Умеют работать самостоятельно;
•Умеют планировать свои действия;
•Умеют контролировать свои действия и оценивать результат своей работы;
•Умеют строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
•Способны выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью
Основные задачи в период адаптации к 5 классу:
•Формирование представления о себе, как об человеке с большими возможностями развития;
•Формирование умения учиться в новых условиях;
•Развитие учебной мотивации, познавательной активности и формирование интересов;
•Формирование умения добиваться успехов и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
•Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
•Развитие ответственности и самостоятельности.
•Развитие умения регулировать и контролировать эмоции и чувства.
•Развитие эмпатии (сопереживания)
Желания детей: хорошо учиться, радовать своими успехами взрослых, ожидание в новых условиях более интересной жизни в гимназии и новых положительных впечатлений.
Новые условия влияют на изменения в поведении и психике ребёнка:
•Возрастает тревожность;
•Снижается работоспособность;
•Повышается робость или, напротив, «развязность»;
•Проявляется неорганизованность и забывчивость;
•Заболевания носят психосоматический характер;
•Появляется чувство страха и неуверенности в ситуации несоответствия прежним достижениям или ожиданиям родителей.
Причины трудностей в учении:
•Недостатки учебной подготовки при хорошем уровне развития мышления и других познавательных процессов;
–значительные пробелы в знаниях;
–несформированность общеучебных и специальных учебных умений и навыков.
•Преимущественно эмоциональное отношение к учебному предмету. Слишком сильные и слишком длительные как позитивные, так и отрицательные эмоции могут вызывать:
–эмоциональную усталость;
–раздражительность;
–капризность.
•Несформированность необходимых мыслительных действий и операций – анализа и синтеза, плохого речевого развития, недостатки внимания и памяти:
•Формализм в усвоении знаний;
•Неуспеваемость так же может быть связана с особенностями учебной мотивации (мотив достижения успеха и мотив избегания неудач);
•Слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание, невозможность заставить себя постоянно заниматься.
Рекомендации родителям пятиклассника в период адаптации
- Главное – абсолютное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме.
- Постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребенок при обучении в пятом классе. Не отказывайте ребенку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит.
- Помогите ребенку запомнить имена, отчества и фамилии классного руководителя и педагогов-предметников. Познакомьтесь лично с ними установите контакт.
- Не высказывайтесь негативно о гимназии, об учителях в присутствии ребенка.
- Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для этого возраста режим дня и удобное рабочее место в доме.
- Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья из класса, приглашайте их в свой дом.
- Создайте ребенку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками.
- Радуйтесь достижениям своего ребенка. Не позволяйте себе сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам.
- Учите самостоятельности и самоконтролю постепенно.
- Поддерживайте своего ребёнка в сложных ситуациях и эмоциональных переживаниях.
- Проявляйте терпение, выдержку, принимайте безусловно своих детей, любите их не за отметки, а просто так!