ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ,
ПОМНИТЕ:
1. Беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона.
2. При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать.
3. В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.
4. Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.
5. Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
6. В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
7. Старайтесь инициативу общения держать в своих руках.
8. Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
9. Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.
ИЗУЧАЯ ПОДРОСТКА, ПОМНИТЕ:
1. Изучают подростка все педагоги, а видят его лишь немногие. Изучать надо целенаправленно и осознанно.
2. Первое знакомство с подростком — это разговор о его интересах и о тех областях его жизни, где он лучше всего осведомлен.
3. В беседе с педагогом подросток должен почувствовать искреннее, заинтересованное отношение к нему.
4. Изучение подростка нельзя проводить в отрыве от той среды, в которой он рос и которая его окружает.
5. Комплексный характер причин трудновоспитуемости должен выявить взаимодействие социальных, биологических и психических факторов.
6. Один метод сам по себе не метод. Только содружество методов, растянутых во времени, дает объективную картину диагностики «трудновоспитуемого» подростка.
Рекомендации педагогам 5-х классов
1. Помните, идя в класс к пятиклассникам, Вы идёте на урок к детям.
2. Необходимо согласовать требования всех педагогов.
3. Уделяйте особое внимание организации образовательного процесса:
- готовность к учебному занятию (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
- правильность оформления тетради, различных видов работ;
- требования к ведению дневника.
4. Сделайте нормой единые дисциплинарные требования: начинать учебное занятие со звонком; готовиться к учебному занятию на перемене; прививать культуру диалога, не перебивать ни педагога, ни учащегося; поднятая рука – это сигнал вопроса или ответа.
5. Занятия заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.
6. Следите за темпом учебного занятия — высокий темп мешает многим детям усваивать материал. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
7. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность.
9. Учебное занятие в 5 классе должно проходить с частой сменой видов деятельности, включать физкультминутку. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
10. Создавайте ситуации успеха на учебных занятиях, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в себя и свои силы. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного учащегося (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
11. Будьте с детьми вежливыми. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
12. Вызывайте к доске по именам и только в хорошем расположении духа (Называть лучше полным именем: Маша, Петя; избегать «Машенька, Петенька»). Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания дисциплины. Вызывая к доске, сначала проговорите задание, а потом вызывайте ребёнка, чтобы у него в голове появился план ответа. Дайте время сосредоточиться на ответе и успокоиться. Вызвав ребёнка к доске, дайте ему высказаться, не сбивайте его замечаниями, не имеющими отношения к объясняемому материалу.
13. Успокойте ребёнка перед проверкой знаний, обнадежьте его на хороший результат.
Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника.
14. Сообщайте заранее критерии оценки качества знаний по вашему предмету. Никогда не используйте отметку как средство наказания учащегося. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению.
15. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении отметок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого учащегося.
16. Наряду с отметкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.)
17. Домашнее задание– его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению. Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения, стимулировать успех. Не перегружайте учащихся излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки учащихся, гигиенических требований возраста.
18.Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.
19. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
20. Введите правило среди учащихся помогать отсутствующим, сообщать им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.
Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться
Главное: Обучение должно быть бесконфликтным.Учащийся и педагог – союзники
раскрыть » / « свернуть